Friend in Georgia

View Original

#мои90еГрузия: Холодно, голодно, но...

See this content in the original post

История из цикла Мои 90-е. Шестая история.

Я была еще маленькой девочкой. Наверно, только в школу собиралась, а то и раньше, но отчетливо все помню. Например, новогоднюю ночь и как пряталась под столом от страха, что гремит вовсе не салют, а выстрелы из автоматов. Но как ни парадоксально, самые темные годы 90-х (из-за постоянного отсутствия электричества, да и всего остального) запечатлелись в моей памяти, как самые светлые, полные магии, духа приключений и какой-то хрупкой красоты. Хоть сейчас, наверно в силу своей взрослости, без иронии и не вспомнишь. 
Зимы тогда были самыми волшебными, пусть и на славу сдобренные запахом угарного газа от керосинки. Но и она добавляла свою изюминку. Благодаря ей семья, растекавшаяся в былые годы по всей большой квартире, собиралась в одной самой маленькой теплой и от того очень уютной комнатке. Там занимались своими повседневными делами; принимали гостей, которыми были соседка тетя Роза, спускавшаяся погреться, и другие, тут уж простите, но менее колоритные друзья и знакомые родителей; пили чай с самыми вкусными сладостями, приготовленными из жареной муки с сахаром; ели самые изысканные кушанья из того, что удалось добыть... А какие вечера под свечами проводили в этой комнате! Книги, прочитанные тогда, были самыми интересными; настольные игры для всей семьи - самыми веселыми. Еще одно воспоминание, связанное с керосинкой: помню, поставишь какую-нибудь, специально приготовленную для этих целей, крышку от кастрюли или сковороды (главное тяжелую) на керосинку и в ожидании подгоняешь минуты. А потом быстренько ее на пол и ножки свои в трех парах носков сверху - блаженствоо! 

Позже у нас печка-буржуйка появилась. Вот тут-то и начались приключения! Ходили мы с папой в лес по дрова. Кустики рубили в овраге, шишки собирали. Все бы хорошо, но в этом "лесу" стояла военная часть и заниматься собирательством на близлежащей территории категорически запрещалось. Что, естественно, добавляло пикантности нашим вылазкам в полумрак. В одно утро нам все же, как говорится, надавали по ушам. Еще хорошо отделались! С того момента в доме стали постепенно исчезать деревянные двери, которые не представляли стратегической важности в квартире. А воздух в комнате начал пропитываться не только запахом горящей древесины, но и горящей краски.
Буржуйка отапливала немногим лучше керосинки и опять-таки только одну комнату. К поздней ночи она успевала основательно остыть, а тепло из комнаты благополучно улетучивалось сквозь щели на окнах (хоть те и были заклеены скотчем), благодаря чему на окнах появлялась красота. После тех зим не встречала ее больше. Ледяные рисунки можно было рассматривать долго, до тех пор, пока печка не нагреет воздух. Но до этого еще далеко, пока надо было бежать умываться в царство вечного льда. Ванну всегда наполняли водой до краев, потому что водоснабжения не было неделями. Прежде чем зачерпнуть ковшом, там прорубь рубить надо было. Но как красиво! Наверно, как на Байкале в зимнюю пору. Такая ассоциация с детства. Как услышу про Байкал, сразу нашу ледяную ванну вспоминаю.
Наверняка родителям было безумно сложно выживать в постоянной экономии (хотя, если подумать, то и экономить-то было нечего), в голоде, в холоде... Но их маленькому ребенку, закутанному в сто одежек, запомнилось только тепло, любовь и душевная атмосфера тех лет.

Юлия Иванова

© Friend in Georgia


Другие публикации в этом цикле

See this gallery in the original post