МОИ КАРТИНЫ - КАК ДЕТИ, которых я отпускаю в мир
интервью второе, первое - здесь
- Батоно Ладо, искусство – это тайна, а вокруг тайн много мифов. Ну вот, например: художник должен быть беден, горд и одинок. Ваше имя - уже такой раскрученный бренд! Вас не обидит это слово? Я хочу поговорить о вашей галерее, на улице Ираклия Второго. Как она начиналась, что дает (или отнимает?), как влияет на творчество?
- Мы начали лет 13 назад с художницей-кукольницей Ирмой Каадзе и какое-то время выставляли на продажу каждый свое – я картины, она марионетки. Это было очень гармонично, наши работы дополняли друг друга. Ирма была прекрасный художник - к сожалению, она уже ушла из жизни. Нам помогала Лиана Джапаридзе – она работала как галеристка и промоутер. Потом ей это надоело, и я остался один. Сегодня это как небольшой семейный бизнес, техническими вопросами здесь распоряжается моя жена Манана. В галерее выставлены мои работы и нашего с Мананой сына – Гуги Тевдорадзе.
- Его стиль вроде бы похож на ваш – и в то же время другой. Если приглядеться - совсем другой. И краски другие. Суровей, что ли.
- Мы с Гугой делим одну мастерскую на двоих. И хотя никогда ничего не писали вместе, у нас много генетически общего, что поделаешь? Это естественно. Но я бы хотел продолжить разговор про бедность и небедность. Я думаю, что художнику совсем не обязательно быть нищим. Конечно, сугубая озабоченность деньгами тоже, полагаю, не на пользу. Но если Бог дает тебе не только радость творчества, но и награждает куском хлеба – это надо принять как благо. С благодарностью. Спасибо, Господи. Если работа помогает обеспечить жизнь – не ломая себя, не идя на компромиссы, не угождая ничьим вкусам – разве это не радость? Это дар Божий.
- В предыдущем интервью вы обмолвились о счастье творчества, о потрясении и «кайфе». А какое счастье круче – когда ты завершаешь работу или когда ее продаешь?
- Конечно, когда завершаешь! Точнее, когда ты в процессе, в радости. Я никогда не пишу для продажи специально. Мол, вот я сейчас сделаю то, что точно хорошо пойдет на рынке. Никогда! Я никогда не изменял замыслу в угоду чьей-то воле. Я всегда работаю для себя. Делаю то, что дает радость мне самому. И если это нравится еще кому-то – радость умножается.
- Но тогда трудно, наверное, расставаться с картиной?
- Это да! Безусловно. Иногда – очень трудно. Это как дети родные. Выросли – пусть идут в мир, в жизнь. Но я стараюсь следить за их новой жизнью. Это не специально – как правило, автор и новый владелец начинают дружить, поддерживать контакт. Я всегда внимательно смотрю, кто покупает, зачем, по каким мотивам.
- Можете и не продать?
- Конечно. И много раз отказывал.
- А мотивы?
- Если человек ведет себя, как в магазине, покупает картину как дорогой интерьер или хранилище денег – нет, я ему ее не доверю. Нужно, чтобы покупатель или покупательница были хоть сколько-нибудь на одной волне со мной и с моей работой.
- А то, что картина уходит из Грузии?
- Такова жизнь. Пусть в глобальной культуре укрепляется грузинский ген, ведь нам есть что сказать миру. А дома я еще нарисую.
...Галерея – это не магазин! Это место, где художник фокусирует свою художественную концепцию. Я имею в виду, что продажа не является самоцелью и самосутью. Автору важно донести свое кредо – как свече важно отдать свой свет. Вероятно, так? Художник рассказал мне пару сюжетов. Вот из Киева приходит письмо от некой неправительственной организации: мол, мы лечим детей с болезнями психики – можем ли мы использовать диапозитивы с ваших работ и как нам поступить грамотно с вашими авторскими правами? Ладо Тевдорадзе отвечает: конечно, я согласен, используйте! Или вот пишут из Перу: у нас кинофестиваль и мы хотели бы репродукцию вашей картины поместить на баннер, сделать ее символом. Сколько это будет стоить? Ладо Тевдорадзе отвечает: я желаю удачи вашему фестивалю, буду рад способствовать успеху, а денег не требуется.
Работы, выставленные в галерее, недешевы, их не купит абы кто. Но и у нас, небогатых неколлекционеров, есть прямой профит. Сюда можно прийти и просто подпитаться энергетически, причем совершенно бесплатно. Полюбоваться, погреться цветом. Поговорить с милой Мананой. И если уж очень захочется, то вполне можно купить очень качественные репродукции. Если не потянуть и это, вполне можно приобрести мини-картину на магнитике.
Манана Багишвили-Тевдорадзе показывает репродукции. Многие оригиналы уже проданы, остались только копии. Манана показывает серию о пожилых женщинах - любимых персонажах художника.
Прежний Адрес галереи поменялся! Сейчас она находится в Караван Сарае, на первом этаже. Там вас, как обычно, встретит милая Манана. В галерею можно позвонить: +995 599 710 115
(продолжение – следует)
Гала Петри (текст, фото, видео)
© Friend in Georgia
Интервью четвертое: с супругой Ладо Тевдорадзе – Мананой Багишвили