Древняя цитадель Нарикала расположена между городским кварталом Абанотубани с его знаменитыми серными банями и ботаническим садом. Согласно историческим сведениям, воздвигли ее еще в четвертом веке. С тех пор название крепости не раз менялось, отражая не только ее защитную функцию, но и превратности судьбы. Нарикала – это безмолвный свидетель многочисленных взлетов и падений страны картвелов - грузин.
Сначала Нарикала называли «Дедацихе» – «Мать-крепость». Нетрудно понять почему, ведь захватчиков в этих местах появлялось немало. И, подобно любящей матери, крепость прикрывала окрестных жителей каменным «подолом». Позже, в пятом веке, великий царь, Вахтанг Горгасали основал здесь город, которому суждно было стать центром Грузии. И «каменная мать» стала «Тфилисис цихе» – «Крепостью Тбилиси». В какой-то момент вдруг появилось название «Шурис цихе» – «Крепость зависти».
А при чем тут зависть? – спросит читатель.
На это счет у меня есть собственные соображения, и я дерзну поделиться ими с вами. На мой взгляд, шкатулка открывается очень даже просто: Тбилиси очень быстро завоевал популярность. Этому очень поспособствовали те самые целебные источники, перспективность которых мудро предугадал царь Вахтанг Горгасал. Удачное расположение на одной из ветвей Великого шелкового пути добавило еще целый ряд ощутимых плюсов. Город прямо на глазах становился не только важном торговым центром Ближнего Востока, но и тем, что теперь называют лечебным курортом. Люди съезжались сюда со всех сторон. Одни торговали, другие лечились. Многие из них оставались, пополняя число жителей. Тбилиси рос и процветал, вызывая не только восхищение, но и жгучую зависть. Закавказье всегда привлекало внимание захватчиков. А Тбилиси как раз находился в эпицентре их баталий. Он располагался в важнейшем стратегическом регионе. В этом было его счастье и несчастье одновременно. «Каменной матери» все чаще приходилось накрывать «подолом» своих «детей», оберегая их от завистников. Именно эти драматические события (сейчас мы расскажем об одном из них) отразилось в новом названии.
В шестом веке тут в очередной раз скрестились интересы ближневосточных гигантов – Византии и Ирана. Кесарь Византии Геракл заключил договор с предводителем хазаров Джибгу хаканом. Тот с готовностью откликнулся на предложение и двинулся к Тбилиси через кавказскую Албанию (нанешний Азербайджан). Тут его уже поджидал кесарь. Объединенными усилями они предприняли грандиозную атаку. Стены Нарикала трескались от ударов огромных по тем временам осадных машин. Защитники тут же их чинили и продолжали отчаянно сопротивляться. Тогда кесарь приказал перегородить русло Мтквари (Куры) и в городе началось наводнение. Однако ни огонь, ни вода, ни медные трубы не смогли сокрушить волю горожан к свободе. Все наступления отбивались один за другим. Истощив все силы, византийцы и хазары решили отступить. Жители Тбилиси, как известно, люди веселые, и тяготы длительной осады мало отразились на их чувстве юмора. Горожане нарисовали на громадной тыкве рожу, выставили на стене города и стали осыпать ее стрелами крича: «Вот ваш Джибгу хакан!» Досталось и кесарю: потрясая кулаками с зубцов башен, защитники города вовсю прохаживались на предмет его козлиной, по их мнению, бороды. Под звуки бурного ликования тбилисцев враг убрался восвояси.
Десятилетиями позже к городу подступил сын хакана Шати, который поклялся отомстить за обиду, нанесенную отцу. Он оказался более удачливым и сумел прорваться в город. Цветущий Тбилиси сравняли с землей. Досталось и «Каменной матери». Предводитель хазаров вернулся обратно с тюками золота и серебра, награбленного у жителей города. Это была первая крупная катастрофа в жизни прекрасного Тбилиси. Дальше их было много... очень много!..
Хроники повествуют: каждый новый завователь расписывался на вратах города кровавыми письменами. И с каждым таким «автографом» добавлялись новые рваные раны и на теле «Каменной матери». Вслед за византийцами и хазарами пришли арабы. Они оценили все плюсы города и целых триста лет он находился под их контролем. А в 1122 году его освободил Великий Давид Строитель. Затем наступил «золотой век» царицы Тамары. Тбилиси благоденствовал и процветал. «Каменная мать» тоже.
Но уже в начале тринадцатого века страну накрыло беспощадным «цунами» из монгольских степей. И с легкой руки монголов «Каменная мать» стала «Нарин калой». До наших дней дошло именно это ираноязычное название (монголы подпали под очень сильное влияние иранской культуры). Правда, в несколько измененном виде. «Нарин кала» или Нарикала означает «малая крепость». С позиции мировых завоевателей Нарикала была всего лишь малой цитаделью – одной из многих на пути к мировому господству. В конце четырнадцатого века крепость разрушил Тимур ленг. Последний удар «Каменная мать» получила в конце восемнадцатого века. Ага Мохамед-хан сравнял Тбилиси с землей и вырезал ее жителей. Царскую резиденцию на территории Нарикала он тоже разрушил. Очень скоро после этого сокрушительного удара обессиленная и обескровленная Грузия стала частью Российской империи, а Нарикала – печальным напоминанием о былой славе.
К слову: с присоединением к России «приключения» крепости не завершились. На ее территории имперские власти разместили склад боеприпасов. Заметьте, самым подходящим для этой цели помещением они сочли крепостную церковь имени Святого Николая. В 1847 году в склад попала молния – и храм разрушился окончательно. Лишь недавно его восстановили, постаравшись максимально приблизить его к первоначальному виду. Однако, критериям ЮНЕСКО он, скорее всего уже не может соответствовать. Этому храму повезло куда меньше, чем афинскому Парфенону. Который тоже когда-то использовали в качестве склада турки. Взрыв сильно повредил гордость Эллады. К счастью, до нас все же дошел его каркас с колоннами.
Мы всего лишь пробежались по истории древней крепости Нарикала, однако действительность, конечно, была куда интереснее. И трагичнее. Как много мы бы узнали, если бы вдруг заговорили седые стены цитадели! Из каждого угла послышался бы войнственный клич и предсмертные хрипы, а из каждого камня, возможно, забил бы фонтан крови! Неудивительно, что до наших дней дошли в основном крепостные сооружения построенные в XVI и XVII в.в. Лишь в северо-восточной части сохранилась башни времен эпохи Вахтанга Горгасала (V в.).
Время сохранило для нас еще одно чудесное творение наших предков: лишь в середине прошлого века ученые обнаружили остроумно спланированную древнюю систему водоснабжения крепости. Вода сюда доставлялась свободным потоком по подземным трубам. Причем – из местечка удаленного от Тбилиси на пять километров. Все это древние инженеры настолько искусно замаскировали, что, врагам было очень сложно обнаружить и повредить систему водоснабжений. Это было очень важно в случае осады города. Древний водопровод был замаскирован настолько хорошо, что даже в наше время его обнаружили не во время археологических раскопок, а совершенно случайно, во время строительных работ.
Желающие ознакомиться с древней крепостью могут подняться туда по канатной дороге, или пешком. К нарикале ведет два пути – через Абанотубани, или через ботанический сад. Любой выбор будет хорош. Абанотубани – едва ли не самый старый квартал города, именно с серных бань начинался когда-то Тбилиси. А ботанический сад – наследник старинного царского парка-розария. Каждый сантиметр этих мест овеян дыханием истории.
Медея Гогсадзе,
Friend in Georgia
P.S. Побывать на Нарикала вы можете и записавшись на нашу авторскую экскурсию по Тбилиси - прогулку "Нестандарт" Приезжайте в Тбилиси!