Гипноз и волшебное заклинание в моей жизни
Эмиль Чиабери
В детстве, почувствовав себя чуть более самостоятельным, после визита к бабушке я мог продлить себе удовольствие и навестить её сестру Офелию. Она жила неподалёку, в десяти минутах ходьбы. С улицы Леселидзе надо было свернуть налево, на бывшую Вельяминовскую, пройти мимо знаменитой хинкальной и сразу после нотариальной конторы шмыгнуть в подъезд. Прямо перед тобой открывались широкие купеческие лестницы с массивными железными перилами - но туда не надо. На правильную дорогу выведет незаметный в потёмках узкий проход слева. Шмыгнешь в него – и неожиданно попадаешь во двор. Он, словно Колизей, окружён тремя этажами деревянных балконов. Несколько лестниц соединяют двор с верхними этажами. Чуть левее - постоянно запертые ворота, с выходом на улицу. Двери всегда запирались, чтобы двор не превратился в проходной. Надо было пройти всю арену «колизея» - пересечь весь двор, мимо множества и большого разнообразия соседей. Пройдя сквозь их строй и миновав в конце небольшую арку, оказываешься на границе пересечения ещё двух дворов. Справа небольшой, а слева совсем маленький, в нем и жила моя двоюродная бабушка Офелия со своим мужем Шалико Джапаридзе.
Было у них три сына, и все трое музыканты. Старший Юра – трубач. У него был необыкновенный инструмент, с широким бархатным завораживающим звуком. Сразу после окончания консерватории Юру приняли в Симфонический оркестр, где он долгое время был бессменной первой трубой. Средний, Феликс, был не менее музыкален. Он играл на тромбоне, но со временем забросил это занятие и в корне поменял профессию - стал неплохим звукооператором и (совсем неожиданно) прекрасным ювелиром. Младший брат, Герман, был самым одарённым. Мамин любимчик. Когда он только начал играть на саксофоне, его тут же стали сравнивать с лучшими музыкантами, прочили большое будущее. Но не судьба. Летом, отдыхая на море, простудился, заболел воспалением лёгких, к тому же с осложнением. Врачи запретили играть на духовом инструменте. Недолго думая, он освоил игру на гитаре, а позже поступил в консерваторию на композиторский факультет.
Ещё в этом доме жил большой, похожий на тигра полосатый кот Тигран. Гроза котов всего района! Когда он был молод, Тигран любил играть нехитрой игрушкой - скомканным листком бумаги, перевязанным ниточкой. Но позже остепенился, зажил солидной кошачьей жизнью. Особенно популярным в наших местах он стал во время шахматного матча за мировую корону между своим тезкой Тиграном Петросяном и Михаилом Ботвинником. Слава обрушилась на бедного кота. С этого момента просто полежать на лавочке стало для него невозможной роскошью. Ему бы отдохнуть, зализать раны ночных баталий, подремать… Но нет, тут же появляются братья или соседи с назойливыми вопросами.
- Тигран! Как тебе удалось обыграть Ботвинника в последней партии?
- Что лучше - защита или нападение?
Или, тыкая фигуркой королевы в мордочку:
- Не твоя ли это королева, брат, совсем ты забросил её!
Тигран резко срывался с места, успевая пару раз ударить лапкой по ненавистной королеве. Мигом оказавшись на крыше, он исчезал в неизвестном направлении, так и не ответив ни на один вопрос. Издалека доносился его удаляющийся боевой клич. После этого, затаив обиду, кот мог два дня не появляться дома.
Вечерами братья любили садиться у радиоприёмника и слушать, а потом обсуждать передаваемую музыку. Но сегодня - передача о знаменитом гипнотизёре Вольфе Мессинге. Удивительно, что на этот раз моего появления никто не заметил. Я сел в уголочке и долго слушал. Речь шла о пользе гипноза в медицине. Ничего не поняв, я вышел во двор поискать Тиграна, чтобы поиграть с ним. В это время передача закончилась, и все внимание братьев переключилось на меня. Не говоря ни слова, они уставились мне в глаза. Возникла пауза. Поглядывая на меня, братья о чём-то шептались.
- Мы хотим попробовать на тебе гипноз Мессинга. Ты не бойся. Ничего не надо делать, только внимательно слушать - и всё, больше ничего. А взамен мы дадим тебе поиграть с этим волшебным радиоприёмником, покажем через зелёный глазок маленьких человечков, которые сидят внутри и ведут передачи. А в придачу отдадим тебе на пару дней Тиграна, можешь отвести его к своей бабушке, если он не будет против.
Конечно, я согласился без раздумий!
Освещение в комнате выключили, шторы задвинули. Скудный свет проникал с улицы, освещая напряжённые лица участников эксперимента. Поначалу стало страшновато, но тут послышался тихий, бархатный голос Юры:
- Слушай меня внимательно, ни о чем не думай. Следи за серебряным шаром.
В это время Герман, стоящий за моей спиной, вытянул руку, на которой лежала ёлочная игрушка, и стал производить ею ритмичные движения маятника. Я, как заворожённый, уставился на блестящий шар.
- На счёт десять закрой глаза и усни, - монотонно продолжал Юра своим бархатным, словно тихий звук трубы, голосом.
- Один, два, три… десять - СПИ!
Тепло стало медленно обволакивать моё тело. Затем появилось ощущение удивительной, непонятно откуда взявшейся легкости, я потерял вес и, казалось, мог плыть в любом направлении. Решив воспользоваться этим, медленно поплыл к окну, потом свернул к двери, стараясь как-нибудь выбраться во двор, чтобы отправиться в свободный полёт. Наступила вселенская тишина, не имеющая границ… Правда, через некоторое время пришлось нехотя приходить в себя, видимо, больно ударившись о косяк двери. Я услышал громкие тревожные голоса.
Голос Офелии звучал громче остальных:
- Разве можно проводить опыты с ребёнком?! Сами себя гипнотизируйте, если хотите!
- Хорошо, что ты вовремя пришла, мама! Уже полчаса теребим его, бьём по щекам, даже кувшин воды не помог! Как тебе удалось вернуть его?
Офелия немного помолчала, ласково взглянула на сыновей и тихо прошептала волшебное заклинание:
- Алой Малой Кус-Кусой, Дунчет Мунчет Ворос Кусой.
И я его запомнил, как видим, на всю жизнь. Вот что делает качественный гипноз! На всякий случай запомните это заклинание и вы! Может, когда-нибудь пригодится. И да, оно работает в комплекте с сопутствующим действием: покрепче ущипните заклинаемого.
Эмиль Чиабери, фото Галы Петри, для © Friend in Georgia
Как я работал в музее Гуггенхайма, в Нью-Йорке